Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2021

Борис Иофан 1914-1924. Итальянский период: ключевой элемент в его карьерном росте в Москве. Federica Patti. Boris Iofan 1914–1924. The Italian years: training, socializing and professional consolidation

Федерика Патти

Борис Иофан – одна из главных фигур в истории архитектуры сталинского периода. Несмотря на данные в существующей литературе, Иофан сыграл важную роль в истории советской, а во многом и мировой архитектуры. Известный почти исключительно своей победой в конкурсе 1932 г. на проект Дворца Советов – упоминаемого в немногих строках и заметно упрощенно во многих описаниях истории архитектуры, Иофан редко привлекает внимание исследователей своим итальянским периодом (1914-1924), на самом деле решающим для формирования его блестящей карьеры после переезда в Москву в 1924 г.

Иофан получил образование в Одессе (1912), работал в Санкт-Петербурге вместе с братом Дмитрием (1912-1914), завершил обучение в Академии Художеств в Риме, где учился у таких выдающихся профессионалов, как Манфредо Манфреди, Арнальдо Фоскини, Джулио Маньи, Густаво Джованнони. Он получил диплом в 1916 г. и, благодаря своему другу, инженеру Джулио Баруччи, был представлен в римском высшем свете, где познакомился с Армандо Бразини, с которым некоторое время сотрудничал. Он работал с разными профессионалами, имел тесные контакты со строительными кооперативами, создал проект кладбища Нарни и, в целом, начал серию проектов, в том числе важных – среди них электростанция в Тиволи и проект Российского посольства в Риме.

Итальянский период характеризуется обретением богатого профессионального опыта и установлением крепких связей с римским высшим обществом, российской колонией в Риме и Итальянской коммунистической партией, в которую он вступил в 1922 г.

Таким образом, римский опыт становится не только ключевым элементом переосмысления стилистических кодов Иофана, сегодня связываемых с огромным влиянием Бразини, но и значительным полем пересечения многочисленных и тесных отношений между Италией и Россией (а позднее Советским Союзом), оказавшихся решающими для его персональной карьеры, и именно это привело его к тому, чтобы стать архитектором, наиболее приближенным к сталинскому правительству.
 
Boris Iofan. 1914-1921. The Italian Period: the Crucial Element for His Professional Rise in Moscow
 
Boris Iofan is one of the main protagonists of the history of architecture of the Stalinist period. In spite of information in existing literature, Iofan was of considerable importance in the history of Soviet architecture; internationally in many ways. Known almost exclusively for having won the ‘Palazzo dei Soviet’ competition in 1932 – mentioned with a few lines and an account simplified by the main stories of architecture – little is said of Iofan and the Italian period (1914-1924) which was actually decisive for his dazzling career rise when he moved to Moscow in 1924.

Iofan graduated in Odessa (1912), worked in St. Petersburg with his brother Dimitri (1912-1914), and completed his training at the Academy of Fine Arts in Rome where he studied with such prominent personalities as Manfredo Manfredi, Arnaldo, Foschini, Giulio Magni, Gustavo Giovannoni. He graduated in 1916, and, thanks to his friend, engineer Giulio Barucci, was introduced to the Roman high society where he met Armando Brasini, with whom he has worked for a short time. He collaborated with various professionals, had strong ties to construction cooperatives, realized the Narni Cemetery and, in general, started series of projects, including important ones, among which the Tivoli Power Plant and the project for the Russian Embassy in Rome.

The Italian period was characterized by a rich professional experience as well as strong relations with the Roman high society, the Russian colony present in Rome and the Italian Communist Party which he joined in 1922.

The experience in Rome is, therefore, configured not only as a decisive element for reconsidering Iofan’s stylistic codes, today attributed to Brasin’s sole influence, but as an important passage that intersects numerous and fervent relations between Italy and Russia (and the Soviet Union later on) crucial for his professional career, so much as to lead him to be the architect closest to Stalin's power.