История Фрушкогорских монастырей начинается во второй половине XV в., когда после потери Сербией независимости, территория Воеводины становится центром сербской культуры и искусства. Церкви монастырей не поражают размерами или новизной архитектурных решений, главным было сохранить узнаваемость, преемственность традиционных моравских форм. В то же время актуален вопрос о наследовании архитектурных форм внутри этой группы.
Изучение Фрушкогорских обителей начинается первыми сербскими путешественниками второй половины XIX в. Интерес непосредственно к архитектуре монастырей появляется в середине ХХ в. Постройки были включены М. Шупут в общую структуру развития сербской церковной архитектуры в период Османского завоевания. Для российской историографии данная тема новая.
В докладе автор опирается на сравнительный анализ типологических и стилистических особенностей как отдельных памятников, так и целой монастырской группы. Изучаются истоки и определяются закономерности развития архитектуры Фрушкогорских монастырей.
Сохранившиеся монастыри первой половины XVI в. Крушедол и Раковац следуют моравской архитектурной традиции, но без использования богатого декора. Во второй половине XVI в. построены Петковица и Ново-Хопово. Храм монастыря Ново-Хопово — одна из самых монументальных построек эпохи. Данная церковь практически как модель послужила строительству храмов других монастырей Фрушка-Горы, а характерные элементы Ново-Хопово встречаются и в других церквях Воеводины. Такое влияние одного памятника, возникшего в период Османского завоевания, на целую группу церквей не характерно для сербской архитектуры того времени. Не смотря на большое внедрение рашских черт в архитектуру со второй половины XVI в., на территории Фрушка-Горы продолжилось использование моравского триконха.
Таким образом, Фрушкогорские монастыри представляют собой стилистически и композиционно единую группу, архитектура которой — основа сербского церковного строительства Воеводины в период Османского завоевания.
|