Речь пойдет об анализе трансформативного характера орнаментальной оболочки архитектурных памятников Средневекового Ирана. В докладе будет исследован тезис о трансмутации интерьера во вне посредством орнаментальной оболочки, а также предполагается рассмотреть соотношение орнаментальной оболочки постройки и его архитектурного пространства в целом на примере отдельных памятников: Мечети Нух Гунбад в Балхе, мавзолея Саманидов в Бухаре, Мавзолея Гунбад-и Сурх в Мераге и др.
Проблематизируя идеи О. Грабара и Ш. М. Шукурова о природе архитектурного орнамента, представляется также возможным поставить вопрос о появлении полихромного архитектурного орнамента в Иране XI-XII вв. не только как неком расширении предельно разработанной орнаментальной программы, основанной на принципе диафонии (речь идет главным образом о свето-теневой ритмике фигурной кирпичной кладки), но и как выражении предельного стремления внутренней оболочки к вытеканию во вне.
|