Н. Л. Окунев (1885–1949), историк древнерусского и византийского искусства и архитектуры, ученик Н. Я. Марра, до революции видел свое будущее в изучении армянской архитектуры. Оказавшись в 1923 г. в Чехословакии и став профессором Карлова университета, он активно изучал памятники в области Сербии и Македонии. Ученый обратил внимание на ряд особенностей. Так, например, у церквей «рашской» (классификация Г. Милле) школы XII–XIV вв. восточный свод всегда немного короче западного, что не являлось характерным ни для византийской архитектуры, ни для греческой, но в купольных памятниках древнеармянской архитектуры, начиная с XI в., происходил процесс постепенного укорачивания восточного свода и удлинение западного. Окунев утверждал армянское влияние на сложение сербской архитектуры (и не только сербской, но и европейской, он также считал, что «многие конструктивные и декоративные формы армянской архитектуры были переняты византийскими греками, некоторые особенности древнейшей русской архитектуры имеют армянское происхождение, …, армянские формы можно найти в Болгарии, архитектура румынская развилась под определенным влиянием армянской»).
В докладе будут рассмотрены детали концепции, где Окунев показывает как конкретно «армянское зодчество отразилось в развитии планов сербских церквей XII и XIII вв.». Гипотезы Окунева далее развивали Бошкович и Татич. Идеи о передаче архитектурной традиции и переносе культур после Второй мировой войны сменились мыслями о реставрации памятников. Некоторые научные дискуссии прекратили свое развитие. Акценты в истории культуры были поставлены на вопросы формирования в ней национального. Автор подчеркивает актуальность исследований Окунева и важную роль памятников Армении для развития балканской и европейской архитектуры.
|