Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.05.2021

В. М. Чекмарёв. Российская деятельность Чарлза Гаскойна в области архитектуры и садово-паркового искусства в контексте британской художественной практики конца XVIII в.

Оказавший существенное влияние на создание современных промышленных комплексов в России один из первых акционеров и ведущих сотрудников устроенного поблизости от Эдинбурга Кэрронского металлургического завода (Carron Company) сорокасемилетний шотландец Ч. Гаскойн (Charles Gascoigne, 1738 – 1806) был приглашен на русскую службу Екатериной II в 1786 г. при содействии адмирала С. Грейга. Именно в России Гаскойн приобретет известность как выдающийся инженер-изобретатель, крупный предприниматель и создатель, по образцу британских, новейших производств, а заодно и как незаурядный архитектор и градостроитель.

  Разработанный самим Гаскойном генплан производственного комплекса в Петрозаводске подтверждает, что он базировался на близкой к симметрии весьма логичной планировочной схеме, учитывавшей сочетание самых различных производственных процессов с непрерывной доставкой исходных материалов. Разновеликие производственные корпуса периметрально охватывали обширный прямоугольный двор, а общая объемно-пространственная структура комплекса учитывала ритмичное (структурное) взаимодействие одноэтажных и двухэтажных корпусов. Причем предельно простое композиционное решение фасада каждого из них строилось исключительно на симметричной схеме.

  Гаскойн предстает перед нами и в качестве опытного градостроителя-практика. Неслучайно четырехсторонний уличный фронт этой производственной застройки как композиционно, так и масштабно был адаптирован к уже существующей и перспективной мелкомасштабной городской застройки. Так, для комфортного размещения британских специалистов была отведена целая улица, соединявшая вновь построенный производственный комплекс с Круглой площадью. Как раз вдоль нее, названной сразу Английской, были полностью реконструированы и заново отделаны «штукатурной работой» деревянные жилые строения, украшенные на «аглинский манер» цветниками. В данном случае Гаскойн руководствовался спроектированными А.С. Ярцовым еще в 1782 г. генпланом Круглой площади и высочайше утвержденным всего лишь годом ранее, в 1785 г., «Планом города Петрозаводска» И. Лема. На той же ул. Английской, несомненно, по собственному проекту Гаскойн сформирует и собственную усадьбу в стиле классицизма. Свой 2-х этажный деревянный объем со стороны улицы он дополнит двумя идентичными одноэтажными флигелями, что обусловит создание классической трехчастной композиции, весьма характерной и для английского, и для русского зодчества той поры. Структурная основа первоначальной его планировки была определена расположением парадной анфилады комнат вдоль уличного фасада. Изначально эта усадьба Гаскойна упиралась в массив соснового леса, а потому и композиция дворового фасада с двусветным эркером была сориентирована на обширный английский парк, органично совмещавший в себе регулярные и пейзажные части. Примечательно, что для отопления ряда комнат Гаскойн использовал столь привычный для Британии камин с характерной классицистической отделкой.

  В соответствии с очередным архитектурным замыслом Гаскойна оба первоначальных трехэтажных каменных заводских корпуса в селе Кончозеро на уровне 1-го этажа включал в себя по два обширных производственных помещения, объединявшихся посредством широких арочных проемов. Классицистическая в своей основе довольно простая и вместе с тем монументально трактованная фасадная композиция этих объемов основывалась на симметричной схеме, акцентированной массивными междуэтажными карнизами и разновеликими оконными проемами прямоугольной, полуциркульной и циркульной формы. Сугубо живописную трактовку их наружных стен придавало искусное сочетание колотого природного камня сероватых тонов с красным кирпичом, что позволяло акцентировать несколько грузные по форме декоративные элементы (обрамление оконных и дверных проемов, рустованные угловые части) отмеченные сугубо местным своеобразием. Очередной литейный завод по проекту Гаскойна выстроят в Кронштадте. 

  Помимо сформированных во 2-й половине 1780-х – 1790-е гг. собственных усадебных комплексов в Петрозаводске, Луганске и на берегах Финского залива у Петергофской дороги, Гаскойн располагал еще одним, созданном также по собственному проекту уже в Петербурге. В рамках соподчиненной классицистической композиции красную линию улицы фиксировали главный трехэтажный дом и двухэтажные парные флигеля с выделением центральных ризалитов. Разновеликие по своей протяженности флигеля своими торцами поддерживали фронт застройки Екатерининского канала. А на дворовой территории Гаскойн устроит сад.

  Занимаясь обустройством собственных усадеб, Гаскойн, помимо прочего, мог попросту воспользоваться наиболее известными у себя на родине архитектурными альбомами, где в гравированном виде были представлены как многочисленные фасады и планы жилых и хозяйственных строений, так и всевозможные образцы наиболее подходящих отделок интерьера. В данной связи следует прежде всего привести издания К. Кэмбелла или Р. и Д. Адамов, в которых целый ряд вполне конкретных проектных решений в полной мере соответствовал архитектурной стилистике русского классицизма екатерининской эпохи.