Доклад посвящен истории появления и восприятия такого программного для европейской архитектуры памятника, как витые колонны старой базилики св. Петра в Риме. В настоящее время ученые пришли к выводу, что данные колонны могут быть датированы II–III вв. и, скорее всего, происходят из Малой Азии, что подтверждается сходством между декоративным оформлением витых колонн св. Петра и сохранившимися фрагментами орнамента некоторых памятников Пальмиры и Ливии.
В V в. витые колонны стали частью конструкции над гробницей апостола Петра (главной христианской святыни средневекового Запада), а в VII в. образовали там же алтарную преграду, с тех пор витые колонны стали восприниматься как христианский памятник. Распространение их по всей Европе достаточно удивительно: помимо алтарных преград, они могли воспроизводиться в таблицах канонов евангелий каролингского возрождения, использоваться в качестве опор крипт в раннесредневековых Англии и Нидерландах или как декоративный элемент во всем романском мире. К эпохе позднего средневековья их реальное происхождение к было настолько прочно забыто, что в XV в. была письменно зафиксирована легенда о том, что витые колонны алтарной преграды старой базилики св. Петра в Риме происходят из иерусалимского храма Соломона, а около одной из них (Colonna Santa) стоял Христос во время диспута во храме. Согласно еще одной версии, витые колонны были привезены Помпеем или Веспасианом после осады Иерусалима. Благодаря этим легендам витые колонны вновь стали необычайно популярными, они были внедрены даже в такую далекую от стилистики витых форм архитектуру как французская готика.
Примечательно, что витые колонны, будучи экстраординарным памятником даже для восточной архитектуры, в которой они появились (аналоги им до сих пор не обнаружены), оказались принципиально важными для европейского средневековья.
|