В Каджарском Иране (1795-1925) персидская архитектура с ее почти непрерывной многовековой историей испытала сильнейшее иноземное влияние, оказавшись под двойным давлением Великобритании и России. Эти тенденции усилились во второй половине XIX в. и привели к частичной модернизации иранской экономики и культуры, что, конечно же, отразилось в архитектуре. При сохранении старых образов в композиции зданий стали применяться новые строительные материалы и конструкции, а это в итоге изменило и плановые схемы, и объемные формы, и характер декора. Синтез автохтонных и импортных моделей повлиял на саму морфологию каджарской архитектуры, породив некий новый эклектичный стиль, который только очень условно можно называть персидским.
Выразительный и совершенно уникальный пример такого рода – первый в мире храм бахаи, построенный в Ашхабаде по проекту русского военного инженера В. С. Волкова (1902 г.). Правда, он выступил скорее в роли исполнителя воли заказчика – Абдул-Баха, духовного главы религиозной общины, который дал ему вполне конкретную программу. Свои храмы адепты этой религии, возникшей в Иране в XIX в. на почве шиитского ислама, называют Домами поклонения, или Машрик ул-Азкар (араб. «Место восхода хвалы Божьей»). По канонам веры бахаи Дом поклонения должен иметь 9 сторон, 9 пролетов, 9 колонн, 9 входов и один купол, символизирующий единство всех религий, а также 9 садов вокруг. Все эти условия были отражены в ашхабадском храме, но на первый взгляд его почти нельзя отличить от мусульманской мечети.
В традициях исламской архитектуры решён, прежде всего, портал с плечевыми минаретами, хотя у бахаи института муэдзинов нет. Сравнительный художественный анализ этого сооружения довольно быстро обнаруживает источники его образа и прототипы архитектурных деталей фасадов и интерьеров. Но генезис и специфика формообразования этого необычного объекта обусловлены прежде всего социальным и политическим контекстом места и времени его появления. И формы, и декор здания кажутся «восточными», но в нем гораздо больше взято из арсенала выразительных средств западного классицизма и органично соединилось с темами тюрко-персидского симбиоза. В докладе будет показано, почему ашхабадский храм бахаи является не столько развитием автохтонной традиции, как объектом ориентализма.
|