Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.05.2021

Архитектор-модернист Константин Перцов: новый взгляд на стилевую и мировоозренческую концепцию в церковном зодчестве США

Виктория Костоева

В США зодчий-эмигрант Константин Перцов приобрел известность как архитектор-модернист. В середине 1940-х гг. проектировал гражданские здания в стиле рационального модернизма, экспериментировал с образами «архитектуры будущего», возводя дома в духе футуризма. Их черты Перцов ввел и в контекст церковного зодчества.

Проектируя в начале 50-х гг. храм Трех Святителей в Ансонии, Коннектикут Перцов вел смелый диалог с переработанным архитектурным наследием России и США. Объемно-планировочная структура обогащена новым звучанием, отчетливо артикулирующим признаки модернизма.  Это выражено в завершении кровли: оно похоже на шпили, созвучные строениям Новой Англии или колониальной эпохе США, и одновременно – на шатры, характерные для древнерусского зодчества. Увенчаны шпили-шатры луковичными куполами и посаженными в золоченые яблоки высокие кресты - эти детали обеспечивают храму связь с национальными архитектурными традициями.

Заказ на проектирование Свято-Троицкого собора в Бостоне, Массачусетс, архитектор получил еще в начале 40-х г., а в 1948 г. - вознаграждение за уже готовую работу.  Несмотря на то, что храм в Ансонии был построен лишь в 1960 г., первым опытом Перцова в области церковного зодчества, он стал намного раньше, что и позволяет включить этот материал в рамки доклада.

Экстерьер решен в модернистской манере, но заметно в более сдержанной, его образная и пластическая программа мягче и традиционней, чем у храма в Ансонии. Пространственно-композиционное решение собора базируется на доминировании такого конструктивного элемента как закомара. Ее главенствующая роль в пространственно-структурной композиции обеспечила храму неповторимый, индивидуальный характер, одновременно сообщив и зримую связь с постройками неорусского стиля.

Архитектурное творчество Перцова подготовило почву для дальнейшей трансформации православного зодчества на территории США, и было наследовано в проектах других крупных архитекторов-эмигрантов.