С дезинтеграцией Империи, последовавшей за захватом Константинополя в 1204 г., развитие архитектуры на византийских Балканах продолжилось в сохранившем независимость Эпирском деспотате. В первой половине XIII в. здесь сформировалась местная архитектурная школа, обладающая рядом характерных типологических, морфологических и декоративных особенностей, прошедшая путь стилистической трансформации. Эпирская архитектурная традиция стала одним из основных истоков для зодчества палеологовского периода (1261-1453 гг.), который, в свою очередь, характеризуется оживлением художественных центров и формированием региональных модификаций общих стилистических интенций.
Специфика и взаимовлияние отдельных центров — проблема, вокруг которой строится дискуссия поздневизантийского зодчества. Особое значение она имеет для архитектурных процессов на периферии Византийской империи, в частности, на территории северной Македонии, отмеченной сосуществованием греческой и славянской культур. В 1280-е — 1310-е гг. в Охриде, центре автокефальной архиепископии, после продолжительного периода стагнации появляется группа памятников, связанных с архитектурными практиками Эпира. Несмотря на достаточную степень изученности самих построек, их место в контексте развития византийского зодчества до конца не определено: в историографии этот материал рассматривается в широком круге влияния Эпирской школы. Стилистический и сравнительный анализ храмов Охрида в контексте архитектурных процессов XIII — начала XIV в. показывает, что присутствие эпирской традиции здесь не ограничивается воспроизведением отдельных элементов, но направляется основными тенденциями палеологовского периода. Отсутствие выраженной локальной специфики дает основание рассматривать архитектуру Охрида 1280-х — 1310-х гг. как последовательное продолжение эпирской традиции за пределами Деспотата на этапе сложения палеологовского стиля.
|