Австрийский и немецкий мастер академической живописи Адольф Хёльцель (1853–1934) методично проходит все стадии осознанного восхождения от реалистического изображения к абстрактному выражению художественных образов в цвете и форме —реализм, символизация, стилизация, геометризация, линейная композиция, геометрическая плоская композиция, коллаж, витраж. А Хёльцель получил классическое образование живописца в Венской и Мюнхенской академиях художеств. Он работает как живописец, исследователь искусства, преподаватель-пропагандист и витражист. В. Кандинский в ходе обучения в Германии в 1909 – 1914 гг. ознакомился с курсом преподавания цвета и формы А. Хёльцеля. Тогда же будущий русский абстракционист установил творческие связи с молодыми немецкими художниками и будущими преподавателями Баухауса.
В круг учеников и единомышленников А. Хёльцеля штуттгартского периода входят известные живописцы, мастера архитектуры, декоративно-прикладного искуссва и преподаватели: А. Ван де Вельде, М. Аккерман, В. Баумейстер, Й. Иттен, П. Клее, И. Керковиус и О. Шлеммер. А. Хёльцель создаёт новые теоретические основы метода цветового конструирования с 1901 ¬ 1927-й гг. за пределами академической традиции.
Мастер формулирует основы и методы творчества модернизма в период поиска востребованных изобразительных, выразительных средств, приёмов компоновки и гармонизации. Учение цветов Хёльцеля использует два принципа: - учение о семи цветовых контрастах; - хроматическое колесо для поиска гармоничных сочетаний. Цвет насыщенный и первозданный в сочетании с идеальной геометрией линии и плоской фигуры проявляют свойства совершенства в откровенно контрастных сочетаниях. Цвет и форма самодостаточны и изображают самих себя. Теоретические и педагогические установки мастера подтверждены витражными окнами 1927 – 1929-о гг., находящимися в интерьере лестницы Старой ратуши Штутгарта. Теория А. Хёльцеля в своеобразной, авторской концепции цвета и формы соответствует начальному периоду формирования Баухауса до 1922 г.
|