Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.03.2021

Пятиглавые храмы типа восьмерик на четверике: к вопросу о сочетании традиционных и новаторских форм в русской сакральной архитектуре Нового времени

На рубеже XVII – XVIII веков в русской сакральной архитектуре появляются новаторские типологии, среди которых важное место занимают каменные церкви с композицией основного объема храма восьмерик на четверике, возникшие первоначально в одноглавом варианте. Примером может служить церковь Рождества Богородицы в Рождественском погосте (1685-1686). Пятиглавие в сочетании с подобной композицией появляется в Успенской церкви на Покровке (1696-1699, не сохр.), где оно поставлено еще на четверик, а сам храм имеет трехчастное объемно-пространственное решение. Первый пример постановки пятиглавия непосредственно на восьмерик – Троицкий собор в Верхотурье (1703-1709), в котором боковые главы ориентированы по сторонам света (т. н. «украинское» пятиглавие). В церкви Спаса Нерукотворного Толгского монастыря под Ярославлем (1700) восьмерик завершается центральной двухъярусной и еще восьмью главами, поставленными над каждой его гранью. Новации в церковном зодчестве петровского времени привели к формированию оригинальной объемно-пространственной композиции: пятиглавого восьмерика на четверике, получившего довольно широкое распространение в русской церковной архитектуре XVIII – первой трети XIX столетия, причем боковые главы в подобных храмах в большинстве случаев расположены по диагонали (т.н. «московское» пятиглавие). Эта новая форма, родившаяся из сочетания традиционного узнаваемого пятиглавия и новаторского восьмерика на четверике и прошедшая через все стилистические изменения вплоть до позднеклассицистических примеров, демонстрирует важную роль традиционных объемно-пространственных решений для русской сакральной архитектуры.