Сопоставительный анализ этиологических мифов позволяет в самых общих чертах представить себе ту картину мира, которая господствовала в воображении и воплощалась в созидательной деятельности человека в глубокой древности. Эта картина была проникнута чертами зоо- и антропоморфизма, которые нашли свое отражение и в наименованиях характерных элементов ландшафта, и в традиционной строительной терминологии. Особое значение имело ассоциирование с живыми существами звезд, планет и самого небосвода, составляющего вместе с землей, по пантеистическим представлениям, изначальную супружескую пару. Важнейшим мифологическим сюжетом было отделение и удаление неба от земли, для чего требовались специальные устои, опорные столбы или стены. Так начинали формироваться архитектурные признаки образа великой космической конструкции. Понятно, что земля виделась распластанным днищем, а небо – вспарушенной оболочкой вселенной.
Античные натурфилософы подошли к пониманию того факта, что поверхность земли не плоская, а выпуклая. Обитаемая ойкумена расположена на южном склоне горообразной планеты, вокруг которой вращается небо. Отсюда был один шаг до открытия того факта, что земля шарообразна. И этот шаг был сделан. Аристотель со всей определенностью утверждал, что земля находится в центре вложенных друг в друга небесных сфер. Под влиянием этой теории был написан капитальный труд Птолемея, имевший практическое применение на протяжении всего Средневековья вплоть до революционных открытий Коперника и его последователей.
Однако, наступление христианской эры было ознаменовано резкой критикой античного – языческого самомышления и программным возвратом к архаическим космологическим воззрениям в их ветхозаветном изложении. Это дало фундаментальное обоснование выработке типических признаков архитектуры христианского храма как подобия сотворенного Богом здания мира. Таким образом, была поддержана линия прямого преемственного развития древнейших, но все более абстрагируемых под воздействием религиозной концепции креационизма традиций архитектурного формообразования. Эти традиции продолжают жить и сегодня, несмотря на появление совершенно новых взглядов на устройство вселенной.
|