Метамодернистская парадигма определяет современное состояние архитектуры после финансовых кризисов 2000-х гг. и конца эпохи массового потребления. Метамодернисты не стремятся изобрести нечто новое, но работают с тем, что уже существовало и существует. Мир уплотняется, его горизонты становятся видимыми, а неизведанные пространства сокращаются. Вторичная переработка идей и форм, деталей и фрагментов в творчестве современных архитекторов развивается в рамках тенденции адаптивного использования, которое сегодня становится все больше распространенным в архитектурных заказах. Но и в новых объектах архитекторы стремятся к тому, чтобы сохранить и закрепить память места и сообщества. Так феномен памяти материализуется в современной архитектуре и обеспечивает преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Традиция становится инновацией и проявляется на уровне системы художественных приемов и самой концептуальной основы архитектурных объектов. Метамодернистский проект развивается через колебание между различными крайностями. Это позволяет включать в проект любые воспоминания вне зависимости от того, относятся ли они к высокому искусству или к рядовому сельскому или урбанистическому окружению. Такой подход позволяет избежать тотального забвения, как это было свойственно радикальному модернизму. Отличие от постмодернизма заключается в отсутствии иронии, поскольку метамодернизм предполагает серьезность и искренность. Поп-культура и гротеск замещаются тонкими интерпретациями и искусными реализациями, которые напоминают об историческом значении ремесла. В докладе рассматриваются примеры включения феномена памяти в архитектурный проект и обсуждаются ценности, которые демонстрирует метамодернизм.
|