Угроза пандемии в одночасье переформатировала наши привычки поведения в городе, изменила распорядок дня, обнулила ежедневные маршруты. После вынужденного длительного пребывания в изоляции люди начали интенсивно восстанавливать нарушенные поведенческие паттерны. Но выяснилось, что пандемия пришла надолго и нужно радикально пересматривать прежние модели поведения в городе. В такой ситуации осмысление базового предназначения структурных элементов городского пространства – улиц, площадей, парков и высотных доминант стала насущной необходимостью. Профессиональный анализ меняющегося на глазах общественного запроса к архитектуре и есть наиболее насущная задача исследователя в этой области профессиональной деятельности.
Что же мы можем увидеть в подобной актуальной рефлексии? Известный исследователь в области изучения мозга и поведения человека Татьяна Черниговская характеризует происходящие сегодня изменения в мире, которые человек не успевает осознать, как формирование «цивилизации праздности». При бурном развитии цифровых технологий рождается «новый вид» человека - „хомо конфузус“ или „человек в растерянности“.
Поведение «человека растерянного» характеризуется тотальным недоверием к информации в мире, где все изменчиво, стремительно и гибридно, а прежние правила и устои не работают. Поэтому действительность воспринимается как некий аттракцион, где архитектура как самый масштабный вид материальной рефлексии оказывается тем привлекательнее, чем более развлекательный характер она носит. Например, функциональное обоснование строительства небоскреба может исчерпываться символической или художественной образностью в конкретном месте, для создания неповторимого и конкурентоспособного бренда городского района или вообще, как условно-вспомогательная конструкция для системы навесных медиаэкранов, работающих в качестве круглосуточной рекламной картинки на теле города. А необходимость выстраивать систему связей конкретного здания с окружающим городским пространством отходит далеко на задний план.
Система эпидемиологических ограничений лишь усиливает проблемы, назревшие во взаимодействии современного общества и архитектуры. В описанном выше прослеживаются несколько принципов, разрушающих наше традиционное понимание назначения открытых общественных пространств, функциональную оправданность и общую необходимость присутствия в современном городе любых зданий с высокой концентрацией людей в одном месте. В городе после пандемии нарушается ожидаемый ритм и нагрузка внутригородских транспортных связей. Утвердившееся понятие «социальной дистанции» неминуемо повлечет за собой изменение норм пространственной организации как интерьерных, так и экстерьерных общественных пространств. Очевидно, что городская жизнь после пандемии формулирует множество вопросов, которые нам еще только предстоит осмыслить. Однако уже сейчас понятно, что ситуация с пандемией коронавируса и ограничения, связанные с ней, лишь репетиционная модель для нового восприятия городского пространства в будущем активной экспансии цифровых технологий во все сферы нашей жизни. А присутствие ограничений на «живые» контакты и передвижения по городу приведет к широкому распространению таких технологий, как видео-мэппинг, мгновенно изменяющий уже сформированную историческую среду и передающий образы в он-лайн режиме на любые цифровые устройства, или увеличение доли 3d строительства, минимизирующее физическое участие людей в процессе возведения зданий.
|