С каждым днем цифровые технологии захватывают все больше сфер нашей жизни. Незаметно стало практически невозможно комфортно чувствовать себя в пространстве современного города без поддержки какого-либо гаджета. Смартфон принял на себя обучающую и развлекательную функции, пространственную навигацию и межличностную коммуникацию. В отдельных случаях даже заменил (точнее – отменил) рабочее пространство. В результате мы оказались в мире, который живет совсем в иной пространственно-временной логике, что, в свою очередь, влечет за собой изменение образа того пространства, в котором ежедневно оказывается современный человек.
Образ города новой цифровой эпохи складывается из традиционной архитектуры прошлого, со всем ее многообразием стилей и направлений, и новых элементов эпохи цифровых медиа, таких как видео-маппинг и видеоинсталляции на медиафасадах. В обновленном городском контексте начинают иначе звучать модифицированные техники андерграундного искусства недалекого прошлого – «мусорный» стрит-арт промзон и помоек постепенно превращается в полноценное художественное обрамление городской застройки. (Расписанные внутридворовые подстанции, реклама в различных живописных техниках, стрит-арт и муралы на поверхностях существующих зданий могут сегодня нести адресные исторические, культорологические и символообразующие функции, осуществлять культурную навигацию и способствовать самоидентификации отдельных районов и т.д.)
В данном сообщении уделяется особенное внимание таким новым граням сложения образа современного города, как использования видеопроекций медиа экранов для структурирования городского пространства. Также рассматривается влияние временного фактора на восприятие фрагментов городской среды, высотной застройки, открытых общественных пространств не только в дневное время, но и в вечернем/ночном освещении.
Другим важным аспектом художественного преобразования среды современного города становятся элементы стрит-арта и масштабные муралы, взявшие на себя функцию основного модификатора дегенеративной городской среды. Традиционные текстовые многослойные графические композиции, а также способы относительно точной художественной «фотопечати», воспроизводящей на стенах домов прямые цитаты из мировой живописи, или реальные фотографические портреты людей, формируют новый способ восприятия живописи в масштабе города. В докладе приводится анализ как зарубежных, так и отечественных примеров использования подобного опыта.
|