Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.03.2020

Кредо мастера. Ричард Роджерс

Постройки Ричарда Роджерса всегда узнаваемы не зависимо от масштаба и назначения. Их всегда отличает максимальная продуманность и изобретательность, конструктивная логика, превращенная в искусство, высочайшее качество построенных сооружений. Они не теряют своего имиджа «архитектуры из будещего» не зависимо от того, построены они пятьдесят лет назад или в последние пару лет. В коротком листе претендентов на лучшую постройку Великобритании за 2018 и 2019 годы значатся по две работы компании Rogers Stirk Harbour+Partners. Анализ этих построек с удивительным постоянством подтверждает приверженность принципам и методам, выработанным Роджерсом в начале творческого пути. Не многие современные архитекторы начинали свою карьеру с написания манифестов архитектуры. Тем более не многим удавалось эти манифесты реализовать, как это случилось с Центром Помпиду Роджерса.

 Парадоксально, что его творческий почерк легко читаем, поскольку основным принципом для него стал отказ от работы «в стиле», от проектирования зданий – монументов ( архитектуры ради себя самой). Главные ориентиры для него и коллектива его единомышленников - создание максимально комфортного сооружения, полностью отвечающего своему назначению и легко приспосабливающегося под возникающие потребности эксплуатации. Не менее важным пунктом стоит максимальный учет окружения, что в различных случаях решается по разному – либо на тактичном контрасте с интерполяцией к существующей застройке и историческому месту - здание Ллойд (1999) и небоскреб Лиденхолл ( 2014) в лондонском Сити, либо растворение в контексте и не противостояние окружению – здание хранилища и выставок для Британского музея в Лондоне (2014) и полностью вписанный в природный рельеф завод виски «Маккалан» в Шотландии (2018). Его стиль – это стиль работы. Работы с коллективом ( это особая тема, кроме творческого ещё и чисто организационного характера), работа с конструкторами как с соавторами проекта ( и в этом его главный козырь), привлечение передовых технологий и инновационных материалов, особое внимание к свету, который пронизывает все его постройки, и цвету, вносящему мажорные ноты в обыденную жизнь.

Предлагаемый к изложению материал будет основываться на «прочтении» наиболее интересных и значимых сооружений последних лет возглавляемой Роджерсом архитектурной фирмы с точки зрения соотнесения их с более ранними известными постройками, создавшими ему имя, и выявления в них общих качеств и черт, присущих творчеству этого «архитектурного гуру» современной архитектуры.