Концепция и программы базового образования во ВХУТЕМАС основывались на убежденности в необходимости развития у студентов образно-пространственного воображения. Методологически оно воспринималось (строилось) на совмещении анализа и синтеза в едином процессе создания параболы архитектонического конструирования.
БАУХАУС создавался как высшая школа формообразования. Обучение было сосредоточено на освоении приемов, позволяющих полноценно реализовать диалог художественной и производственной составляющих формообразования в процессе строительства.
Что позволяет говорить о концепциях образования в этих школах, равно ориентированных в своем стремлении к совершенству, как взаимодополнительных в реализации миропонимания (своего времени) как пространствопонимания (П.А. Флоренский)?
Организация пространства строилась Н.А. Ладовским в диалоге с дисциплиной «объем» = скульптура в понимании Б.Д. Королева. Она была сосредоточена на прорыве от внешнего восприятия формы к внутреннему ее устройству. В. Гропиус в своей программе организации пространства опирался на концепцию О. Шлеммера: театр (танец)= скульптура. Построение целого в этой логике формировалось в движении изнутри наружу.
Совместное рассмотрение этих двух подходов позволяет наиболее полно реконструировать гуманитарно ориентированные возможности высшего образования на основе неразрывности развития воображения и раскрытия приемов формообразования в обретении Нового.
|