При всем традиционализме древних культур в них находилось место и для поиска новаций. История свидетельствует о более или менее значительных переменах в планировке и застройке поселений, происходивших по разным причинам. Нам важно уметь отличать перемены вынужденные, связанные со стихийными бедствиями и завоеваниями, от планомерных, предопределенных самими культурными традициями с их внутренними циклами становления, умирания и возрождения. В докладе намечается анализ этих циклов, объясняющих неоднозначное отношение к старине и новизне в одной и той же культуре.
Специальное внимание будет уделено системе наследования, называемой «миноратом», согласно которой старшие сыновья должны были отселяться на новые места. Князья и цари тоже перемещали свои резиденции и перестраивали дворцы, что являлось традицией, требующей изучения.
Особый интерес вызывает сформулированная в Домострое идея постоянной борьбы с ветхостью дворовладения во имя поддержания его «вечной молодости», позволяющей проводить параллели с райской обителью.
Известно, что жившие «по старине» люди чурались новшеств и чужаков. Однако, им были свойственны и традиции гостеприимства, и путешествия в дальние страны, откуда можно добыть нечто сказочное. Под таким углом зрения предполагается рассмотреть феномен необыкновенного декоративизма архитектуры допетровской Москвы, вызывавший противоположные оценки современников. Одни пафосно заявляли, что город «растет и омлажается», другие же видели в том «дьявольскую пестроту».
|