Концепция «совместного наследия» родилась в европейском профессиональном сообществе полтора десятка лет назад. Имеется научный комитет ИКОМОС по совместному наследию (Shared Built Heritage – SBH). Популярность концепции растет и в России, т.к. имеется множество трансграничных объектов культурного наследия. Порой территория, которую осваивала Россия, выходила из-под российской юрисдикции (например, территория КВЖД в северном Китае в первой четверти ХХ в.) или, наоборот, территории присоединились к России в результате войн (Восточная Пруссия, Карельский перешеек). Главная цель концепции «совместного наследия» – совместная оценка ценности и комплексное использование методов охраны всех заинтересованных сторон, связанных территорией и наследием, в чем и состоит ее главное достоинство.
Предлагается рассмотреть наследие Русского зарубежья первой половины ХХ века сквозь призму этого относительно нового концепта — «совместного наследия». Русское архитектурное наследие за рубежом как результат деятельности русских архитекторов в отечественной историографии рассматривается исключительно «своим». Но с течением времени это русское наследие «вживается» (адаптируется) в инокультурную среду и воспринимается обществом страны-реципиента тоже «своим». Как правило, проекты русских авторов воплощались трудом местных специалистов и мастеров, из местных материалов, что накладывало, безусловно, отпечаток на архитектуру сооружения. Не говоря уже о том, что оно принадлежит стране-реципиенту, чье общество эксплуатирует, реставрирует, изучает, сохраняет/не сохраняет это наследие. Вывод: необходимо формировать критерии «совместного наследия», формировать особый подход к его сохранению. В статье автор попытается рассмотреть проблематику «совместного наследия» в отношении к «русскому наследию» за рубежом и перспективы использования новой методологии, находящейся в России в стадии становления.
|