Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

О некоторых особенностях иконографии джайнской архитектуры

Изучение джайнской архитектуры традиционно сосредоточено на пластическом убранстве храмов, выдающихся высот достигшем в средневековых Раджастхане и Гуджарате – так называемый стиль Мару-Гурджара. Однако особенности литургии и мифологические представления, в частности космология джайнов порождают определенную специфику архитектурной иконографии, незаслуженно обделенную вниманием исследователей. В докладе рассмотрена структура джайнских храмов в фокусе их отличия от индуистских святилищ.

Необходимо обратить внимание на несколько таких особенностей. В первую очередь это структура самого джайнского храма, который может копировать индуистский или кардинально от него отличаться в зависимости от некоторых обстоятельств: от географического положения, степени инкорпорированности в архитектурную традицию региона и проч. Автор обращается к такому явлению, как проекция устройства вселенной в структуре храмового комплекса, которая влечет за собой создание уникальных архитектурно-пластических форм – таких, как святилище-кальпаврикша (в форме волшебного дерева). Кроме того, речь пойдет о традиции перенесения комплекса храмов, расположенных в важном паломническом центре, путем его репликации в месте локального расселения общины вдали от родины.