В IX–X вв. по всему исламизированному миру распространилась практика строительства персональных усыпальниц людей, игравших заметную роль в обществе. Композиция таких погребальных сооружений в Центральной Азии заимствовалась у доисламских культовых построек с купольной структурой (чартак). Первые мусульманские мавзолеи в этом регионе заметно отличались от монументальных зданий данного типа последующих веков и представляли собой небольшие, квадратные в плане и строго центричные «киоски». В результате сравнительно быстрой эволюции в XI–XII вв. архитектура среднеазиатских мавзолеев достигла высокого уровня мастерства конструктивных решений и декора, представленных такими классическими памятниками как мавзолей Саманидов в Бухаре или мазолей султана Санджара в Мерве. Следующий этап развития мемориального зодчества в этом регионе связан с эпохами Золотой Орды и Тимуридов. Однако, с конца XV в. началась неуклонная деградация строительного искусства. Она затронула обширную территорию так называемой туркменской вольницы, оказавшуюся за пределами централизованных государств Персии, Бухары и Хивы. Тем не менее, и там попытки придерживаться классических архитектурных приёмов предпринимались строителями мавзолеев XVI–XVII вв. Основу этих сельских памятников составляет планировочная схема, близкая к чартаку, но с развитым порталом.
В позднем средневековье, которое в этой части мира растянулось до начала русской колонизации во второй половине XIX в., уже отсутствовали условия для регенерации полузабытых строительных традиций. Мастерам, стесненным консерватизмом заказчиков – правящей элиты и духовенства, оставалось лишь копировать классические схемы. Но и поддержание внешней репрезентабельности было невозможным из-за общего упадка экономики, утраты профессиональных школ. Упростились конструкции, уменьшились размеры построек, вместо жженного кирпича начал господствовать сырец. В XVIII в. фольклорные мотивы стали доминирующими в архитектуре Северного Хорасана и на периферии Хивинского ханства. В докладе будет показана эта тенденция на примере ряда уцелевших до сих пор аутентичных мавзолеев в узкой полосе старых оазисов между Каракумами и Копетдагом, а также в горных долинах и пустыне, некоторые из которых до сих пор не были введены в научный оборот.
|