Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Храмовая архитектура Второго Болгарского царства: основные проблемы изучения

Изучение болгарской средневековой архитектуры продолжается более столетия, но выводы часто зависели не только от искусствоведческих методов, но и от идеологической направленности в разных политических условиях. Первые результаты системных исследований принадлежат поколению таких исследователей, как Н.П. Кондаков и Г. Милле — все они изучая регионы византийского искусства, в том числе и славянские, пытались найти им место в картине целого, стремились оценить характер регионального своеобразия, его масштаб и художественное качество.
После Первой мировой войны и революционных событий в России ситуация изменяется.

Средневековая архитектура славянских государств и Древней Руси теперь изучаются отдельно друг от друга, национальные научные школы развиваются разными путями. В болгарской науке уже с 30-х годов XX в. формируется концепция о самостоятельной национальной школе в искусстве Первого и Второго Болгарских царств.

Между двумя мировыми войнами и в послевоенные десятилетия в изучении средневековой архитектуры по-прежнему преобладал археологический подход, что во многом было связано с плохой сохранностью памятников. В интерпретации этого материала господствовало стремление выявить национальное своеобразие; античное наследие и византийское влияние рассматривались как важные, но не решающие факторы в развитии национальной архитектурной традиции (Кр. Миятев; Б. Филов; Н. Мавродинов; В. Иванова-Мавродинова; А.Л. Рашенов; С. Ваклинов; В. Антонова; Т. Тотев, М. Бичев, Н. Чанева-Дечевска и др.). Такая позиция оказалась не единственным взглядом на историю развития средневекового искусства двух Болгарских царств. Западными и отечественными исследователями (Р. Краутхаймер, Ц. Манго, Х. Бухвальд, В. Корач, М. Шупут, А.И. Комеч, Р. Оустерхаут, С. Чурчич, И. Стевович, Г. Веленис и др.) были показаны тесные связи и значительная степень обусловленности болгарских произведений влиянием византийского искусства. Однако спор о характере и условиях формирования особенностей средневекового искусства Болгарии со стороны болгарских исследователей продолжается.

Анализ историографии болгарской архитектуры эпохи Второго Болгарского царства показывает, что к числу актуальных вопросов изучения относятся проблемы аргументации признаков архитектурного своеобразия болгарских храмов, территориальные границы их распространения, датировки отдельных памятников. Необходимо обобщение и тщательная искусствоведческая интерпретация накопленного археологического материала, которая позволит выйти на новый уровень понимания механизмов сложения и развития болгарской средневековой архитектуры.