Одна из первых попыток институционального закрепления взаимосвязи архитектуры и семиотики была предпринята в школе Новый Баухаус в Чикаго, о чем свидетельствует программа курса «Интеллектуальной интеграции», который вел Чарльз Моррис, один из наиболее влиятельных представителей семиотики, с 1937 по 1941 год. Ранняя эстетическая теория Морриса конструирует модель взаимодействия искусства, науки и технологий, осмысленных как разные формы дискурса, выполняющие определенную функцию. Назначение эстетического дискурса рассматривается как непосредственное представление ценностей, не предписываемых предмету, а объективно ему принадлежащих. Такая взаимосвязь теории ценностей и семиотики соотносится с программой школы и, в частности, пропедевтическим курсом. Тем не менее попытки выявить объективное основание эстетической коммуникации не выдерживают критики общей для эмпиризма веры в непосредственный доступ к реальности. Представление о ценности как десигнате эстетического знака обнажает расхождения с тенденцией осмысления аналогии между программами Баухауса в Дессау (в частности, теорией научного проектирования Ханнеса Мейера) и логического позитивизма, направленных, помимо прочего, на конструирование новых «форм жизни», искореняющих метафизику и мистицизм и ориентирующихся на общую операциональную логику. Кроме того, такая установка коррелирует с уже укорененной в историографии тенденцией видеть в Баухаусе символ замещения вещи ее знаком.
|