Элеваторы представляют собой сооружения, предназначенные для хранения, обработки и последующей перегрузки зерновых и бобовых культур. Они входят обычно в состав крупных сельскохозяйственных комплексов, но могут быть обособленными индустриальными объектами, как, например, портовые элеваторы. Функционально элеваторы могут отличаться способом хранения сырья: напольным, вертикальным или смешанным. Вальтер Гропиус еще до Первой мировой Войны признал элеваторы творениями современной архитектуры, в 1913 году он рассказал об этих колоссах в «Ежегоднике» немецкого Веркбунда. Ле Корбюзье писал, что «элеваторы - замечательные первенцы нового времени».
История возведения зернохранилищ в Калининградской области насчитывает несколько веков. Известно, что уже в конце XVII века в Кенигсберге находились портовые амбары, которые сгорели во время Второй мировой войны, так как их основой служила деревянная фахверковая конструкция. Хорошо сохранились и продолжают действовать элеваторы, возведенные в межвоенный период. Многие элеваторы Калининграда и области того времени представляют собой прямоугольные в плане, многоярусные сооружения с железобетонным каркасом, облицованные кирпичом, перекрытые высокой кровлей с углом наклона скатов около 48 град. На территории региона сохранились элеваторы, выполненные по индивидуальным проектам - элеватор известного немецкого архитектора П. Беренса в Тильзите (Советск) с плоской кровлей, или двойной элеватор архитектора К. Кучке в Кенигсберге (Калининград). Авторы большинства элеваторов региона неизвестны, но известны фирмы, которые занимались строительством этих монументальных сооружений. Это были мощные концерны, имевшие серьезный опыт работы с железобетонными конструкциями большого масштаба, например: Dyckerhoff&Widmann, Philipp Holzmann, Beton&Eisenbetonbau AG и другие. Калининградские портовые элеваторы включены в перечень объектов культурного наследия. Архитектура элеваторов бывшей Восточной Пруссии требует дальнейшего научного изучения.
|