Кирпич является традиционным материалом южного побережья Балтики. Строительство в кирпиче велось в Восточной Пруссии около семи столетий. В 1920-е начались поиски новых выразительных возможностей старинной техники строительства. Раскрыть экспрессивный потенциал кирпича пытались в своих сооружениях местные мастера Г. Хопп, К. Фрик Ф. Ларс, а также ставшие впоследствии широко известными архитекторы Г. Шарун, Э. Мендельсон и другие. Архитекторы использовали новаторские формы, находки и достижения функционализма 1920-х гг., внесли свой вклад в создание новых приемов выразительности кирпичных сооружений, создавая разнообразные композиции из заглубленных и утопленных стену рядов кирпичей с цветной расшивкой швов. Для направления «кирпичного экспрессионизма» Восточной Пруссии характерно включение скульптуры в виде отдельно стоящих фигур или рельефов, что стало особенностью зданий различного назначения, возведенных в 1920-е – начале 1930-х гг. Произведения скульптора Г. Брахерта по сей день украшают бывший Дом Техники (арх. Г.Хопп) и здание телеграфа (арх. К. Фрик) в Калининграде (бывш. Кёнигсберг), работы В. Розенберга (не сохр.) придавали монументальность бывшему Дому финансов (арх. Ф. Ларс) (там же) и т.д. При исследовании этих сооружений возникает проблема отнесения их к зародившемуся после Первой мировой войны стилю Ар Деко, с которым их роднит повышенная декоративность деталей на фоне геометрических объемно-пространственных решений в духе Баухауза. Совместная деятельность скульпторов, работавших в содружестве с архитекторами, придерживавшимися новаторских направлений (пары Г. Брахерт – Х. Хопп; Ф. Трене – К. Фрик и др.), остается неизученной, что связано с исчезновением большинства пластических композиций. Актуальный анализ, в том числе несохранившихся зданий в разных городах, позволит говорить о наличии произведений Ар Деко в этом регионе Германии.
|