Путешественник Василий Григорович-Барский, обошедший пешком во второй четверти XVIII века весь Ближний Восток, оставил потомкам свои драгоценные записки с рисунками, которым и будет посвящен этот доклад.
Рисунки Барского, который не учился специально рисованию, представляют собой в основном изображения архитектуры, сопровождающие словесные описания городов, монастырей, руин, храмов, отдельных построек. В своих записках Барский отмечает, что рисовал с натуры.
Начинаются рисунки с вида Яффы, запечатленного с корабля, стоящего на рейде на подходе к Святой земле в 1726 году. Затем последовали зарисовки палестинских святынь, создавая которые, Барский опирался как на свои впечатления, так и на видовые гравюры.
Объекты не столь известные Барский рисовал с натуры и честно признавался в том, что не изобразил, например, готическую руину аббатства Беллапаис на Кипре, потому что это для него было слишком сложно.
Наконец, во время афонской экспедиции 1744 года, которую специально для него снарядил русский резидент в Константинополе Вишняков, Барский оставил серию видов афонских обителей, а также любопытные рисунки-схемы: это схемы чина трапезы и чина церковного в лавре святого Афанасия. Архитектурный план служит полем для расстановки фигурок монахов и священнослужителей.
Рисунки играют информационную, а не художественную роль. В видовых зарисовках он почти всегда указывает направление на восток, рисуя в этом месте улыбающееся солнышко и подписывая его по-гречески ανατολή. Посвящения храмов и какие-то выдающиеся приметы места подписываются. Он стремится точно передать пропорции изображаемых зданий и это у него в большинстве случаев получается. Рисунки узнаваемы. Он фиксирует состояние зданий на момент зарисовки, и потому его рисунки имеют статус исторического источника.
|