Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Развитие западного фасада храма в позднюю готику

Готическая архитектура уделяет большое внимание фасаду. Однако сама типология западного двухбашенного фасада остается практически неизменной на протяжении всей ее истории. Композиция фасада отражает пространственное деление собора на нефы и одновременно деление стены собора на ярусы. В позднюю готику типология двухбашенного фасада сохраняется: часто большие соборы достраиваются только к этому времени, и западные фасады создаются полностью в позднеготическом стиле (например, Сен-Гатьен в Туре, Сент-Этьен в Туле — вторая половина XV в.). Но в этих фасадах от поздней готики лишь прихотливость декоративных элементов и густота заполнения поверхности.

Уже на исходе средневековья (в конце XV – начале XVI в.) оказывается востребованной типология, которая эпизодически появлялась и раньше, — фасады с портиками. Под портиком (англ. porch) подразумеваются одна или несколько травей, расположенных перед стеной западного фасада или фасада трансепта, и объединенных со стеной физически и визуально в одну композицию. Наиболее популярными они становятся в Нормандии, и только здесь портики являются не прямоугольными, а многогранными. Прежде всего, речь идет о церквях Сен-Маклу в Руане, Сен-Жермен в Аржантане и Нотр-Дам в Алансоне. На первый взгляд портик кажется абсолютно не свойственным готике элементом. Однако анализ западного фасада церкви Сен-Маклу показывает, что фасад с портиком отвечает требованиям готики к фасаду, то есть соответствует делению пространства собора на нефы и делению стены на ярусы. Несмотря на то, что фасад разведен на две плоскости, портик в Сен-Маклу все еще является одним из ярусов фасада. В церквях Нотр-Дам в Алансоне и Сен-Жермен в Аржантане портики растянуты на всю стену фасада, а ярусное деление отсутствует — из одного из ярусов фасада портик сам становится фасадом.

Такая редкая для готики архитектурная форма и сама по себе заслуживает серьезного рассмотрения, но важно то, что портики встраиваются в эволюцию готического западного фасада, который в раннюю готику представлял собой плоскость, в эпоху великих соборов — поверхность, а в позднюю готику — пространство. Что и знаменует собой конец эпохи, поскольку теперь фасад решен с помощью травей — тех же пространственных единиц, что и внутреннее пространство собора.