Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Особенности трансформации античной архитектуры для христианских целей в балканских провинциях

В первые века после легализации христианства в балканских провинциях Империи происходят активные процессы трансформации языческих сакральных пространств в христианские. Многие города Империи унаследовали значение античных духовных центров, усиленное сакральной топографией – местом страдания или захоронения мучеников или напротив, местом совершения языческого культа. Христианские центры становятся главными смысловыми и архитектурными доминантами в городе, перенимая функцию общественных собраний у прежних зданий, которые перестали строиться, а старые объекты были запущены и постепенно разрушались, предоставляя строительный материал для новых христианских сооружений.

Эллинизованные территории Империи были в основном ориентированы на юг; их церкви в целом относятся к эгейскому миру. При этом активное движение идей вдоль Виа Эгнатиа в обоих направлениях восток-запад осуществлялось быстрее через города-гавани, тогда как города в глубинке получали новшества позднее и иногда в искаженном виде. Приморские адриатические города с равноудаленным от Рима и Константинополя положением, вынужденные ассимилировать пришедшее славянское население и обладавшие позднеантичным наследием, сохранили традицию античного урбанизма. С возникновением христианства морфология адриовизантийского города кардинально изменилась, однако новые церковные комплексы, как правило, органически вписывались в существующую планировку, а зачастую и прежние архитектурные объекты трансформировались и адаптировались к новым функциям христианского богослужения.