Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2019

Голгофа и пещера Св. Гроба Господня в Иерусалиме до возведения Храма Воскресения Христова: научные концепции, идеи и взгляды

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме возведен над двумя главными святынями христианства – Голгофой и Святым Гробом Господним. Его архитектурный облик изучается почти 200 лет (после разрушительного пожара 1808 г.). Исследователей также интересует судьба святынь до начала строительства Храма Воскресения, т.е. в I–III вв. (точнее – с 33 г., когда Христос был распят, и до Первого Вселенского Собора, состоявшегося ок. 325 г.).

В историографии, освещавшей почти трехсотлетний период, были поставлены только два вопроса: первый – о достоверности места, на котором стоит Храм Гроба Господня; второй – о языческом храме, возведенном римлянами с целью скрыть место поклонения христиан.
Неширокий спектр обсуждаемых проблем обусловлен в первую очередь отсутствием исторических источников, сообщающих о святынях; о них действительно ничего доподлинно не известно. Однако сопоставление общеизвестных фактов о Храме Воскресения привели некоторых исследователей XIX в. к отрицанию подлинности его расположения (предполагалось, что он стоит не на том месте). В 1882 г. была даже найдена альтернативная Голгофа за Дамасскими воротами. Вопрос же о языческом храме был поставлен с опорой на достаточно поздний текст Евсевия Памфила («Жизнь Константина», ок. 337 г.), в котором сообщалось, что до прихода Константина Великого пещера Святого Воскресения была предана забвению, скрыта под высокой насыпью земли, на которой было построено «мрачное жилище для мертвых идолов» (перев. СПб. Духовной Академии). Слова Евсевия были восприняты буквально, что, несмотря на отсутствие явных доказательств, способствовало укреплению научного мифа о существовании римского храма.

В данном докладе будут изложены мнения исследователей об особенностях рельефа местности, где расположены Голгофа и Святой Гроб Господень, а также об обнаруженных раскопками Ш. Куанона, В.К. Корбо (1966–1968 гг.) и М. Броши (1975–1976 гг.) фундаментах построек, которые располагались здесь до возведения Храма Воскресения Христова. Систематизация исторических (начиная с IV века) и археологических сведений, научных предположений и реконструкций позволит прояснить вопрос об облике и судьбе святынь в первые три столетия нашей эры.