В России в последнее десятилетие обрели особую актуальность проблемы идентичности малых исторических городов. В соответствие с Квебекской декларацией под идентичностью понимаются такие связи населения с городом или селом, когда жители воспринимают поселение как свое, как место, с которым они сроднились своим образом жизни, местами памяти, многочисленными материальными и нематериальными связями. Поскольку идентичность основывается как на материальном, так и нематериальном наследии, угрозу для ее сохранения представляют как существенные изменения быта, так и утраты ценного культурного наследия. Идентичность психологически важна для населения, она определяет консолидированность жителей, устойчивость социальных структур. Антропологические исследования показывают, что в русских малых городах, как и во многих малых городах восточной и южной Европы, идентичность поселений весьма высока, несмотря на неблагоприятные условия жизни во многих из них. Специфическая проблема малых исторических городов в России состоит в значительной доле стареющего деревянного фонда ценной застройки, утрата которой и соответствующее изменение городской структуры означают размывание идентичности поселения.
Социально-антропологические исследования, так же как и проектные работы последнего времени, позволяют увидеть наличие различных составляющих проблемы идентификации. Для эффективной работы по сохранению и поддержанию идентичности исторических поселений появляется необходимость осмыслить взаимосвязь частных проявлений идентичности, структурировать их. Для такого осмысления важны работы таких предшественников, как П. Нора, М. Хальбвакс, Я. Ассман. Данная статья основывается в значительной мере на результатах проводившихся отечественных социально-антропологических исследований, а главным образом – на анализе предпоектных материалов Всероссийского конкурса «Формирование комфортной городской среды малых городов России», проведенного в марте-мае 2018 г.
|