На рубеже XIX–ХХ вв. Сибирская железная дорога стала значительным фактором социальных и экономических преобразований на восточных территориях нашей страны, в том числе связанных с новым этапом развития промышленности. После Октябрьской революции процесс индустриализации повлек за собой почти полную реконструкцию старых сибирских городов, прежняя архитектура которых рассматривалась идеологами новой власти в качестве образцов «бесхарактерной застройки». Значительные утраты произошли в архитектуре селений сибирских старожилов, огромное число которых оказалось в зонах затопления водохранилищ гидроэлектростанций, непрерывно возводившихся с 1950-х гг. В начале XXI в. на территории Сибири началось осуществление крупных инвестиционных проектов, реализация которых влечет за собой угрозу исчезновения последних объектов архитектурного наследия. Сохранение затухающих очагов самобытности сибирского края возможно только при объединении усилий всех заинтересованных субъектов научной, культурно-просветительской и управленческой деятельности в единой организационной структуре.
|