Интерес к армянской архитектуре, издавна проявляемый путешественниками по кавказскому региону, получил направленность научного изучения с XIX в. Однако в работах этого периода, отмечавших несомненное своеобразие армянской архитектуры, неизменно высказывались различные мнения относительно происхождения её многочисленных памятников. Почти ни у кого из исследователей не было сомнений относительно истоков их происхождения в искусстве сопредельных стран — в основном, конечно, Византии или Ирана.
Наиболее серьёзным исследованием, основанном на материалах основоположника армянского научного архитектуроведения Тороса Тороманяна и собственном натурном изучении, стал изложенный в четырёх книгах двух объёмных томов труд известного венского учёного Йозефа Стржиговского «Архитектура армян и Европа» (“Die Baukunst der Armenier und Europa”, Bd. I–II, Wien, 1918). Его глубоко научный подход и использование сравнительного анализа архитектурных памятников разных стран позволили определить роль и место армянской архитектуры на страницах истории мировой архитектуры.
Как отметил другой исследователь армянской архитектуры Николай Токарский, в этом труде «…автор впервые в западноевропейской научной литературе показал самостоятельность и значение творчества средневековых зодчих Армении».
Из-за некоторых своих оценок и теорий Стржиговский считался в СССР «буржуазным учёным» с «реакционными взглядами», поэтому перевод его книги на русский язык, осуществлённый в 1945 г. Павлом Гамбургером, был опубликован лишь в 2011 (первая книга первого тома) и 2018 гг. (вторая книга первого тома).
Изучение труда Стржиговского, как и истории написания его книги и осуществления русского перевода, как важных вех на пути исследования армянской архитектуры и представления её мировому сообществу, вызывают ныне особый интерес.
|