Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.02.2019

Архитектура и массовая культура

Архитектура, помимо функциональной организации пространства жизнедеятельности всегда осуществляла культурное, идеологическое, религиозное и эстетическое воздействие на человека. Сложность, абстрагированность языка архитектурных форм, понятных только подготовленному человеку, снижали степень этого воздействия на общество. Это вызывало необходимость привлечения в архитектуру других искусств: скульптуры, живописи, декоративного и прикладных искусств, собственно синтеза. Изменения в общественно-политическом, экономическом и национальном укладе того или иного государства или группы государств отражались и в появлении и смене архитектурных стилей.
Однако, если архитектурный стиль и характеризовал «духовный климат эпохи» (Д.С. Лихачев), то предпосылками к развитию нового стиля были не только духовные обновления в обществе, но и технологический прогресс: появление новых материалов, конструкций, технологий.
Современный период архитектурной действительности характеризуется не только невиданным и ускоряющимся техническим прогрессом, но и тотальным изменением общественного сознания, вызванного такими реалиями, как господство массовой культуры, идеалами «общества потребления», исчезновением национальных традиций и форм, глобализацией, информационными технологиями.
В архитектурной практике это выражается в доминировании форм и приемов, имеющих характер рыночных товарных образцов (patterns), доступных потребителю. Утрачивается понятие ансамблевости, как пережиток «тоталитарного прошлого», ориентация делается на внешний, броский облик, любой ценой привлекающий. Таким образом, актуальным становится осмысление архитектурного процесса, необходимого для диалога «архитектор-общество».