Армянская архитектура стала предметом серьезных исследований с начала прошлого века. Многочисленные средневековые сооружения были обмерены, изучены, восстановлены. Тем не менее, среди специалистов все еще существуют разногласия относительно наличия этапа проектирования, предшествующего строительству этих сооружений. Причиной этого является отсутствие фактических данных, дошедших до нас проектов и скудность исторической информации по данному вопросу.
Исключительной важности информация, относящаяся к процессу творческой деятельности архитектора, сохранилась в книге историка X в. Асогика. Там говорится о предварительном представлении архитектором Трдатом идеи восстановления разрушенного купола собора Св. Софии в Константинополе. Особенно интересна информация, связанная с методом Трдата, который установил «пример» (план) и подготовил модель строительства.
Тем же архитектором Трдатом в 989 г. был основан Кафедральный Собор города Ани. Изучение обмерных материалов собора может пролить свет на поставленный вопрос о предварительной разработке архитектором объемно-пространственных решений будущего сооружения на чертежах: диагонали, проведенные по серединным точкам подкупольных колонн, не только являются основными линиями построения плана, но и частью равномерной диагональной сетки, лежащей в основе всего плана.
Фасады вписываются в квадрат, все основные характерные отметки расположены на горизонтальных линиях, проведенных по вершинам диагональной сетки, а уклоны фронтонов получаются путем соединения вершин более мелкой сетки.
Те же принципы построения выявлены в результате исследований обмеров Мармашенской Кафедральной церкви (построенной в начале XI в., приписываемой Трдату) и двухэтажной церкви Нораванка (которая является шедевром выдающегося архитектора XIV в. Момика).
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что диагональная сетка как метод проектирования продолжительно использовалась средневековыми армянскими архитекторами на протяжении веков.
|