Архитектор Александр Иванович Владовский (1876-1950) смог заявить о себе как в Петербурге в дореволюционное время, так и в Эстонии (Таллин, 1920-е–1950), что не такое уж распространенное явление в среде архитекторов-эмигрантов. Эстонский искусствовед Л. Генс считал Владовского самой крупной фигурой из русских архитекторов, работавших в Эстонии. Всегда есть архитекторы, осуществляющие функции культурного моста. Владовский был одним из таковых, он работал на две страны, на две столицы. С одной стороны, представитель балтийского модерна в России, с другой — представитель «академизма» в Эстонии. Критиковался в Эстонии как русофил, «безродный академист», однако его художественной манере был явно присущ и балтийский «акцент», оставшийся незамеченным его идейными оппонентами. Анализ наследия с позиций культурной идентичности свидетельствует о том, что Владовский органично вписался в архитектурно-художественный контекст Балтии. Такова закономерность творчества крупных русских архитекторов за рубежом, которые безусловно испытывали мощное влияние местной культурной традиции, какими бы «борцами» за русскую культуру они себя не считали.
|