Современный Храм Гроба Господня представляет собой комплекс разновременных сооружений, возведенных усилиями представителей отдельных ветвей христианства вокруг Голгофы и гробницы Христа. Несмотря на то, что Храм пристально изучается уже два столетия и многие события, связанные с ним, уже опубликованы исследователями, в литературе отсутствует единый взгляд на этапы жизни памятника. Общепринятая концепция, предложенная М. де Вогюэ (1859), которую позже повторили Л. Венсан и Ф. Абель (1914–1922), Ш. Куанон (1974), В. Корбо (1981–1982), заключается в том, что Храм Гроба Господня прошел 4 строительных этапа, во время которых его первоначальный архитектурный облик менялся и постепенно утрачивался. Однако Храм претерпел намного больше разрушений и локальных реставрационных работ, о чем сообщают письменные источники. Так называемая «теория реставраций де Вогюэ» (Б.П. Мансуров) не учитывает многих событий. Например, разорение Храма в 805 г. (византиец Феофан, нач. IX в.), обновление купола Анастасиса при патриархе Фоме (807–820 гг.), а также разорение Храма в 937 г. (Евтихий Александрийский, нач. Х в.), поджог и разорение Храма в 966 г. ал-Синаджием и последующее восстановление святыни с 966 г. по 1005 г. (Яхья Антиохийский, первая пол. XI в.). Не очень подробно рассмотрены этапы восстановления Храма после разрушения аль-Хакимом в 1008(9) г., а также этапы его перестройки при крестоносцах. Вовсе не рассмотрена история жизни Храма после крестовых походов.
При тщательном изучении истории Храма Гроба Господня выявляются события, связанные с изменением его облика, не учтенные М. де Вогюэ и последующими учеными, что позволяет поставить вопрос о новой периодизации истории Храма, который будет рассмотрен в данном докладе.
|