Пещерные храмы Эллоры являются важными памятниками раннесредневекового джайнского наследия. Это наиболее крупный из сохранившихся комплексов IX в., отличающийся обилием рельефных изображений. Он расположен в Центральной Индии, в штате Махараштра, высеченный в горах Западные Гхаты. Из современных построенных храмов сохранились лишь несколько, в том числе в Деогархе и Паттадакале. В Эллоре джайнская община достигла наибольшего развития при Раштракутах, особенно при последних правителях этой династии, оказывавших ей значительное покровительство (IX–X вв.). В это время с буддийских храмов внимание царственных заказчиков переключилось на джайнские.
Литературные источники, согласно индийской культурной традиции, никоим образом не отражают реальное историческое состояние религии, ритуала, общества, описывая все так, как оно должно быть в идеальном мире, давая зачастую невыполнимые ориентиры и никоим образом не стремясь «записать» жизнь. Литературные произведения, бытуя не одно столетие, наращивая пласты новых комментариев, видоизменяющие первоначальный смысл, не могут вполне ответить на то, каким был, к примеру, реальный религиозный ритуал в этот период. Тем не менее, в художественных произведениях, особенно в произведениях визуального искусства, невозможно избежать частичного отображения жизни, как в изображениях, так и в тех приоритетных, политически значимых концепциях, которые косвенно отражены в иконографической программе памятников. Поэтому архитектурные памятники, их архитектура и богатая декорация служат одним из источников реконструкции религиозных идей, ритуалов.
Джайнское искусство этого времени, несмотря на свою давнюю историю, оставалось близким искусству других религий, перелом наступил позже — в XI веке. Храмы, к примеру, были настолько схожи, что многие святилища практически сразу по окончании их сооружения нередко превращались в индуистские. Большая часть исследователей придерживается точки зрения, что индуистские культовые объекты стали примером для джайнов. И это выглядит логично, так как джайнизм не постулировал почитание образов. Монахи, в частности, не нуждались в образах, проводя ментальную бхавапуджу с рецитированием древних гимнов. Все внешнее было введено исключительно ради той части общины, которая оказывала материальную поддержку — ориентировано на мирян-донаторов. Подтверждение данного факта можно увидеть в иконографии храмов Эллоры, существенную роль в которой играют образы дарующих материальное благополучие якшей.
Так как отражением ритуала в материальной форме служит архитектура храма, повторяя архитектуру индуистскую, очевидно, что и ритуал в это время в общих чертах повторял индуистский. И важную роль в ритуале играла музыкальная составляющая, о чем свидетельствует обилие музыкальных инструментов в скульптуре храмов.
Анализу разных составляющих ритуала, а также заложенных в них концепций (например, идеи Самавасараны Джины), отраженных в иконографической программе раннесредневековых джайнских храмов, будет посвящен доклад конференции.
|