Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.02.2019

Методы проектного моделирования в архитектуре конструктивизма

В исследованиях архитектуры ХХ в. неоднократно ставился вопрос о компонентах проектного метода. З. Гидион, Р. Бэнем, Б. Бархин, А. Иконников говорили о простейших объемных телах как о первоэлементах архитектуры; анализировалась их связь с конструкцией и функцией. Р. Хигер в главе об архитектуре конструктивизма писал: «…архитектором устанавливалась по функциональному признаку цепь взаимосвязей между различными элементами здания, и на основе этой цепи взаимозависимостей разрабатывалась пространственно-планировочная схема — архитектурный проект». Манифесты зодчих-конструктивистов также ставили вопрос о взаимосвязи проектных элементов. Тем не менее обнаруживаются определенные различия между практическими примерами и теоретическими текстами; система мышления, связывающая и одновременно разъединяющая высказывания мастеров и непосредственно архитектурный материал, может быть определена как метод проектного моделирования. 

В ходе исследования четырех творческих концепций — братьев Весниных, М. Гинзбурга, И. Голосова, А. Никольского — было выстроено четыре модели метода моделирования. Эти модели — один из вариантов интерпретации структуры проектного процесса. Основными в них являются такие аспекты, как оппозиция несущей и несомой конструкции, поверхности объемов и их отображение в графическом виде, взаимодействие графики чертежа с перспективными видами. Так, базовым средством проектного моделирования братьев Весниных является трехмерная осевая сетка без заданных границ, обладающая характером идеальной геометрии. Ярусная структура функции, конфигурация проемов и деталей фасада — все это включается в подоснову первичной сетки. Метод Гинзбурга отличается предварительным разделением функций в виде отдельных объемов, которые лишь на заключительном этапе разрабатываются модульной сеткой. В методе И. Голосова объемная модель является производной от ортогональных проекций, которые являются средством интеграции ограждающей конструкции в цельную пластическую систему и разъединения конструкций внутри границ плана. Наименее сопоставим с вышеперечисленными метод А.С. Никольского, согласно которому базовым проектным средством является объемное покрытие с заданной функцией. Первоначальный объем делится плоскостью разреза; фрагменты, полученные сечением, проецируются на план. План получается в конце — по словам Никольского, это «скорее венец, а не начало дела».