В статье рассматривается вопрос о проявлениях творческих новаций в традиционном, главным образом средневековом русском зодчестве. Выявляются разные степени допускавшихся вольностей в отношении воспроизведения архитектурных образцов. Обращается внимание на редкие случаи рождения новых образцов, превосходящих прежние. Характеризуются радикальные перемены в отношении к архитектурным образцам и стилям, наступившие с приходом Нового, а затем и Новейшего времени, когда возобладала жажда полного творческого раскрепощения и перманентного новаторства. Автор приходит к заключению о том, что современные трудности создания и восприятия новаторских произведений архитектуры связаны с разрушением некогда стройной системы культурных ценностей и ориентиров, сознательным снижением общего уровня оценки архитектурно-художественных достижений и распространением под лозунгами равноправия и свободы чрезмерного субъективизма и деморализующей общество креативной вседозволенности.
|