Работы архитектора Макса Шёнвальда (1878-? гг.) до сих пор не стали предметом изучения ни отечественных, ни зарубежных исследователей, несмотря на то, что мастер много строил в Кенигсберге (совр. Калининград) и в других городах бывшей Восточной Пруссии в первой половине XX в., пользовался популярностью у современников. Его творчество отличалось как типологическим, так и стилистическим разнообразием. М. Шёнвальд использовал художественные приемы югендстиля, охотно создавал стилизации в духе необарокко. В межвоенное время он предпочитал манеру стиля Ар Деко.
В начале XX в. Макс Шёнвальд, имевший собственное ателье, специализировался на строительстве летних домов, вилл и курортных сооружений, создал серию проектов для морского курорта Раушен (совр. Светлогорск), участвовал в архитектурном конкурсе 1911 г. на проекты летних вилл. К 1913 г. по его проектам в Раушене было построено несколько жилых домов, большинство из которых выполнены в дереве, которое служило излюбленным материалом архитектора. На курорте Нойкурен (совр. Пионерский) он построил дом отдыха ремесленников. В Георгенсвальде (совр. пос. Отрадное) мастер возвел здание вокзала (1912-1913 гг.). Он занимался также строительством усадебных домов.
В период восстановительных работ во время и после Первой Мировой войны М. Шёнвальд создал ряд проектов, используя стилизованные исторические формы в широком диапазоне – от готики до классики: гостиница «Рейх» в Домнау (совр. Домново,1915 г.), здания на рыночной площади в Алленбурге (совр. Дружба), проекты мельницы и хутора в Удерванген (совр. Чехово,1915 г.), проекты воинских памятников. В Лабиау (совр. Полесск) в 1928 г. (при участии строительного подрядчика Криспера) была построена католическая капелла (ныне – здание музыкальной школы).
Значительная часть сооружений М. Шёнвальда сохранилась на территории Калининградской области и требует дальнейшего изучения, реставрации и приспособления.
|