Понятие «хронотоп», усилиями, в первую очередь, М.М.Бахтина появилось в гуманитарной науке на рубеже 1920-х-30-х годов как толкование неразрывности существования пространства и времени. Объединив в единое целое представления о времени, месте (топ) и пространстве, это понятие сыграло значительную роль в развитии методологии науки. За неполный век оно претерпело несколько расширительных для своего содержания трансформаций. В современном нам архитектоническом диалоге требований культуры и возможностей, предоставляемых цивилизацией, «хронотоп» уместно рассматривать как формирование целостности во взаимоотношениях пространства и движения во времени (в реалиях конкретного места) в процессе зарождения, становления и осмысления индивидуальных достоинств художественного произведения – архитектуры (скульптуры).
Памятник Степану Шаумяну в Ереване – уникальный, один из немногих в истории архитектурного творчества в советские годы, пример, наглядно проявляющий «движение во времени» логики исторической традиции, порождающей появление культурологически закономерной индивидуальности новой для своего времени архитектурной формы.
В докладе будет показано, как срастаясь в единый смысловой узел, многоплановое, в том числе и авангардное для своего времени знание ( в частности, об истории Армении клинописной эпохи) и жизненные реалии (в том числе и то, что С.Д. Меркуров был ближайшим родственником Г.Д. Гурджиева, уроженца Александрополя (Гюмри)), в условиях Еревана, города с трехтысячелетней историей (Возрожденческий Генеральный план которого по проекту А.И. Таманяна был утвержден в 1924 году) сформировали интерес авторов памятника Шаумяну к наследию храмового комплекса в Древнем Луксоре, признанного как Афины Египта. Авторы в поисках возможности укоренения имени С. Шаумяна на земле предков сосредоточили внимание на образе Поминального храма царицы (фараона-строителя) Хатшепсут (1507–1458 до н.э.). Он стал для них прототипом памятника, вобравшего в себя (совместившего в себе) проблемы увековечивания, возрождения (имени) и осмысление роли Другого в становлении культурологически полноценной реальности в истории Новейшего времени.
Восстановление всех обстоятельств работы над этим памятником позволяет глубже вникнуть в смысл «двучленной формулы» ренессансной традиции в понимании и трактовке ее И.В.Жолтовским.
|