Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.05.2018

План, пространство и облик нормандских церквей поздней готики

Период поздней готики характеризуется изменением базовых принципов готической архитектуры. Напрямую это касается планировки и структуры восточного конца церкви, который, пройдя долгий путь формирования от паломнических базилик XI в. до собора в Реймсе 1210-40-х гг., продержавшись в таком виде всю лучистую готику, казалось бы, не содержал возможности фундаментальных изменений. Восточный конец собора включал в себя хор, апсиду, деамублаторий и венец капелл, при этом конструктивные и пространственные элементы строго соответствовали друг другу. Это обеспечивало единство структуры при сохранении иерархии, равно как и единство точек зрения (через интерколумний апсиды сквозь травею деамбулатория мы видим окно капеллы).
Но с 1430-х гг. в течение ста лет в Нормандии появляется группа памятников (Сен-Маклу в Руане, Сен-Пьер в Кане, Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко), где на главной оси церкви находится прежде всего колонна апсиды. Ни одна из церквей не построена по одному плану: в Сен-Маклу сохраняется прежняя структура, меняется как бы лишь наша точка зрения, а в Сен-Пьер в Кане нет никакой связи между четырехстонней апсидой и заалтарным пространством, которое состоит из деамбулатория и пяти шестиугольных капелл. В Кодбек-ан-Ко наблюдаются самые сложные модификации: колонна апсиды загораживает окно центральной шестиугольной капеллы, а на ее интерколумнии хоть и приходится по травее деамбутория и капелле – это уже не то, что было раньше, ведь посреди капеллы расположено не окно, а контрфорс. Логика становится обратной: друг другу соответствуют не элементы из одного структурного ряда, а полностью противоположные по смыслу. Дело не только в ином построении восточного конца собора (что не так мало): эта особенность объясняет очень многое в облике всей церкви – от пластики стены до свето-теневых эффектов. 

Поскольку речь идет о первоклассных памятниках завершающего периода, рассмотрение данной проблемы представляется нам важным как для поздней готики, так и для всей готической архитектуры.