Однонефные купольные церкви Далмации X-XI вв. имеют большое значение для развития средневековой архитектуры не столько самой Далмации, где этот тип не получил существенного развития, сколько для формирования рашской архитектурной школы в Сербии. Эта проблема давно обсуждается хорватскими и сербскими учеными (несколько по-разному) преимущественно в ключе происхождения этой архитектуры (или ее элементов) с Запада и (или) из Византии. При этом вопрос остается открытым.
В Далмации подобные памятники, сочетающие восточную и западную составляющие и в то же время обладающие выраженными региональными особенностями, возникали в небольших удаленных поселениях, часто в горах и на островах преимущественно Южной Далмации и частично Средней Далмации. Ряд локальных примеров таких храмов можно обнаружить в Апулии и Греции (преимущественно на Крите и Кипре). Далмация в этот период находилась под властью Византии и одновременно входила в юрисдикцию католической церкви Дубровника. В дальнейшем биполярная стилистика архитектуры региона объясняется в первую очередь тем, что он был в составе Сербского государства вплоть до его падения в конце XIV в., и при этом продолжал пребывать в юрисдикции католической епископии Дубровника.
Самые ранние церкви Сербии обладали еще неустойчивой стилистикой с различными заимствования, однако в целом однонефная купольная композиция была принята за основу в архитектуре рашской школы. Таким образом, весьма скромное провинциальное строительство Адриатического приморья послужило основой для сложения столь значительного явления как рашская архитектура, создавшая на своем развитом этапе множество монументальных памятников. При этом специфика уже первых рашских памятников состоит в том, что они были не просто монументальным вариантом далматинской однонефной купольной церкви, но монументальным решением строительной программы, в которой этот архитектурный мотив развился благодаря особым обстоятельствам.
|