Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.05.2018

Иконография храмов Чаусатх йогини

Храмы, посвященные гневным женским божествам, активно возводились в центральной и восточной Индии в период ок. 900 – 1200 гг.  Именно в это время оформляется культ 64-х йогиней (Чаусатх йогини) как одна из множества форм индуизации локальных божеств. Поклонение 64 йогиням таким образом лежит вне магистральной традиции индуистского богопочитания, а скорее находится в контексте тантрических практик или почитания локальных, деревенских божеств.

Храмы этого посвящения имеют особую структуру, радикально отличающуюся от сформировавшегося к этому времени «классического» средневекового индуистского храма. Они представляют собой открытый двор с обращенными внутрь небольшими святилищами, каждое из которых оформлено как алтарь одной из йогинь. В центре двора расположен небольшой центральный павильон или алтарь с шивалингамом на нём. 
В настоящий момент известно пять храмов Чаусатх Йогини: их выявление и изучение затруднено тем, что традиционно они располагались в труднодоступных, удаленных от дорог местах. Самый старый из них (и единственный, имеющий квадратный двор), находится в комплексе Кхаджурахо – он был построен около 875 г. Остальные, круглые в плане, находятся на территории Ориссы и Мадхья-Прадеш.

Очевидно, типологически эти храмы восходят к наземным круглым святилищам, посвященным богиням-матерям – матрчакрам. Их архаичная структура практически не претерпела изменений относительно лесных деревенских алтарей, однако популярность культа на определенном историческом этапе привела к попыткам воплощения в более долговечном материале.