Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2017

Проект К. Ф. Шинкеля для дворца в императорском имении Ореанда

Проникновение новых идей эклектической архитектуры в России происходило благодаря широкому культурному обмену, который происходил между русскими и зарубежными архитекторами. Большую роль в этом сыграл один из представителей эпохи «прусского эллинизма», берлинский архитектор с мировой славой: Карл Фридрих Шинкель. К. Ф. Шинкель – фигура первой величины в истории архитектуры  XIX века. В своих работах архитектор обращался к различным стилевым направлениям: готике, «неогреку», «помпеянскому» стилю, ренессансу и другим направлениям. Влияние Шинкеля на распространение новой архитектурной моды в России было весьма значительным. Оно было заметно в работах Александра Брюллова, Андрея Штакеншнейдера, Михаила Быковского и других архитекторов той поры. В статье анализируется проект для дворца в императорском имении Ореанда в Крыму (1838), выполненный известным немецким архитектором К. Ф. Шинкелем. Эта работа, которую Шинкель высоко ценил и опубликовал в виде авторских цветных литографий, была по достоинству оценена его современниками и является одной из ярчайших страниц архитектурной графики XIX века. Шинкелевский проект, отклоненный из-за дороговизны и грандиозности масштаба, был переработан известным русским зодчим XIX века А. Штакеншнейдером. Дворец, построенный по проекту Штакеншнейдера просуществовал до 1882 года, когда здание было почти полностью уничтожено пожаром.
 В зарубежных исследованиях, посвященных творчеству Шинкеля (J. P.Klaus, W . Szambien, C. Sahm-von Alten), как правило, ничего не говорится о постройке, которая была реализована по проекту Штакеншнейдера; отечественные исследователи (Т. А. Петрова, А. П. Пальчикова, Н. Н. Калинин, М. Земляниченко), напротив, рассматривают проект Штакеншнейдера как вполне самостоятельный, обычно лишь упоминая о существовании проекта Шинкеля. Проведенный сравнительный анализ двух проектов, а также их различных вариантов позволил автору сделать вывод о невозможности рассматривать проект Штакеншнейдера вне контекста работы Шинкеля.