Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2017

Эрик Форссман: постклассическая иконология архитектуры

Анализ в лице Эрика Форссмана классических архитектурно-теоретических текстов уточняет связь между текстом и архитектурным памятником: аналитика движется вслед за практикой, практика — вслед за теорией. Система ордеров, понятая как средство эмоционального воздействия на пользователя, предполагает и характерологию — своего рода габитус архитектонической активности — в аспекте и проектирования, и строительства, и последующего пользования (в том числе и в виде интерпретации). Каждый из ордеров определяет свое отношение к смыслу. Возможно как и аллегорическое отношение (литературно-отвлеченный подход — иконография), так и касающееся прямой экспрессии жизненных обстоятельств — архитектора, и заказчика, и толкователя (иконология). Одно подразумевает документ, другое — монумент. Разложение самого ордерного мышления в XVIII веке дает уже в ХХ веке примеры искусственной реанимации монументального, понятого как суггестивно-колоссальное (все тоталитарные режимы). Прямое усвоение ордерной системы — в прямом понимании ответственности перед оживающей и умирающей историей.