1. По-существу, традиционное описание и определение стиля, а также причисление конкретного памятника к тому или иному стилевому направлению осуществляется согласно двум базовым подходам: либо иконологическому, либо формальному.
2. В докладе будет предложен еще один способ различения эпох и стилей. Его можно было бы назвать онтотопологическим позиционированием.
3. Так, в определенные эпохи (Ренессанс, Авангард) человек видит себя частью единого в платоновском понимании мира и, как следствие этого, чувствует себя способным влиять на степень гармонической слаженности и упорядоченности Вселенной.
4. В иные времена (классицизм, например) он же чувствует себя внеположенным тварному миру, глядящим на него как бы со стороны. К таким периодам могут быть причислены классицистические эпохи, когда люди, глядя на мир как будто извне (с высот априорного опыта), стремятся вычислить верные формулы, законы, согласно которым функционируют Вселенная.
5. Еще один тип — это стили, адепты которых обращают творческий взгляд прежде всего к трансцендентному, к Иному миру, к богам или к Богу. Это период Средних веков, а также барокко и те течения XIX века, что родственны духовным исканиям символистов, прежде всего, иррациональный и романтический модерн.
6. Наконец, наша культура уже дважды успела столкнуться с эпохами, когда трансцендентное остается вне зоны интереса художников, по крайней мере, зодчих. В XIX веке, как и сегодня, архитекторы оказались в роли простых декораторов фасадов, приставленных к зданиям, где функции, типология, композиция, конструктивные решения и, в конечном итоге, семантическое наполнение определяется не ими, а заказчиками и инженерами.
|