Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2017

Первый международный междисциплинарный журнал по философии культуры "Логос" (1910–1914): у истоков "интернационального стиля" в архитектуре

Основная задача доклада: связать между собой появление первого интернационального журнала по философии культуры «Логос» в 1910 году и первой выставки архитектуры «Современная архитектура: интернациональная архитектура» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА) в 1932 году.

1. Эти два события объединены между собой множеством смысловых нитей, сформировавших на протяжении 20 лет, по выражению М.Я. Гинзбурга, «архитектурную ткань», интернационального стиля. Благодаря формированию исторического знания «под таким углом зрения» (А.Ф. Лосев), появляется дополнительная возможность углубиться в содержание методологического диалога архитектуры и философии. (Уместно здесь отметить, что один из авторов и устроителей выставки в МОМА, всемирно известный архитектор Ф. Джонсон – выпускник философского факультета Гарвардского Университета.

2. Содержание русского издания журнала «Логос» (в отличие от изданий в Германии и Италии) строилось на сложной конфигурации взаимоотношений основных тенденций и направлений философии того времени, в том числе: неокантианства, американского прагматизма, европейского идеализма, рационализма, техницизма и др. (Об этом говорит состав авторов журнала). Такое многообразие философских взглядов оказывало несомненное влияние на формирование методологии архитектуры и понимания ее места в диалоге культуры и цивилизации своего времени, а также на сложение теории строения в европейской и отечественной науке до и после социально-исторических событий 1914-1917 годов.

3. Импульсом для понимания роли творческого диалога философии и архитектуры в построении логических конструкций в культурологии, по концепции российской редакции журнала «Логос», служит обложка первого номера журнала. Ее композицию составляют слово «логос», написанное по-древнегречески, портрет Гераклита и рисунок Парфенона.
       
4. Одному из активных соавторов-учредителей журнала «Логос» Ф.А. Степуну, выпускнику Гейдельбергского Университета на кафедре В. Виндельбанда (диссертация по философии Вл. Соловьева), принадлежат понятия «трагедия и творчество», «трагедия и современность». И на этом фоне появляется возможность более полно интерпретировать понятие «современная архитектура», предложенное М.Я. Гинзбургом в его книгах 1922 и 1924 годов, и ставшим названием журнала СА «Современная архитектура».

5. Важно здесь зафиксировать внимание и на том, что итальянский исследователь и архитектор Г. Канелла в 2007 году утверждал роль и место московской архитектуры начала 1920-х годов в образовании «интернационального стиля» как несомненное историческое событие.