В 1871 г. британский инженер Гордон Рисли Хирн выпустил книгу «Семь городов Дели», обратив внимание на «полистоличность» как своеобразный градостроительный феномен, проявившийся в эпоху Делийского султаната (1206–1526), — первого мусульманского государства на территории Индии. В основе стремления чуть ли не каждого правителя возвести новый военно-культурный объект лежал комплекс разносторонних причин, самые очевидные из которых – политические (главной доминантной всегда была мощная крепость, внутри и вокруг которой формировались кварталы городской застройки).
Но статус предшествующих городских образований с возведением новых не оспаривался и не понижался, велись реставрационные работы, совершенствовалась дорожная сеть, соединяющая населенные пункты между собой. Т.о., помимо сугубо политических, играли роль и идеологические факторы: необходимость утверждения преемственности и легитимности власти. А благодаря личным качествам и предпочтениям каждого султана, архитектурные объекты и комплексы часто приобретали оригинальный вид и несли в себе аллюзии на более ранние постройки.
Высокий пиетет к предшественникам и сформировавшимся духовным центрам в сочетании с требованиями времени и факторами природно-экономического характера привели к тому, что разрозненные крепостные сооружения постепенно замыкали «многостоличное» образование в сложный комплекс, ставший единым городским пространством. А своеобразная градостроительная политика была воспринята преемниками Делийского султаната — династиями Суридов (1539–1555) и Великих Моголов (1526–1827), а также региональными династиями.
|