Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2017

Влияние концепции идеального города на китайское градостроительство III–XIV веков

Планировочная композиция крупных городов в Китае начинает складываться еще при правлении династии Чжоу в X–III вв. до н.э., но окончательно формируется к III веку во время династии Хань, когда документально фиксируется в виде описания идеального столичного города в шестой главе трактата Чжоули, получившей название Као-гун-цзи. Чжоули, став частью классического конфуцианского «Тринадцатикнижия», оказал решающие влияние на культуру Китая, и в частности на формирование планировочного стереотипа столичного города. Текстовое описание могло интерпретироваться по-разному, и первоначально градостроители воплощали лишь отдельные его части. Полноценная попытка создать идеальный город была проведена в IV во время династии Суй градостроителем Юй Вэнькаем при строительстве города Дасин (Чанъань династии Тан). Но при династии Сун выходит сборник «Саньлиту», в котором даются иллюстрации к классическим конфуцианским текстам, в том числе приводится схема идеального города по книге Као-гун-цзи. После этого данная наглядная графическая схема наряду с описанием становится определяющей при планировке городов. Она повлияла на формирование таких столиц как Дунцзин (960–1127) (современный Кайфэн) Северной Сун, Чжунду (1153–1234) династии Цзинь, Даду (1267–1368) династии Юань, Чжунду (1396) династии Мин и Пекин (1420–1912) династий Мин и Цин.